Новости нефтегазохимии

Ужесточение для мини-НПЗ

Министерство энергетики Казахстана подготовило проект концепции, предусматривающий введение с 1 января 2029 года новых требований к нефтеперерабатывающим заводам. Согласно документу, НПЗ будут обязаны выпускать не менее 45% востребованных нефтепродуктов от общего объема переработки. Перечень таких товаров (сжиженный газ, топливо классов К-4 и К-5) утверждается уполномоченным органом.

На сегодняшний день три крупных НПЗ в Атырау, Павлодаре и Шымкенте обеспечивают выпуск продукции высокого качества на уровне 60–75%. Однако более 30 мини-НПЗ, обладая потенциальной мощностью переработки 4,5 млн тонн нефти в год, производят в основном полуфабрикаты, не соответствующие техническим регламентам. Такая продукция массово вывозится за пределы страны (70–90% общего объема), так как не востребована на внутреннем рынке.

Министерство указывает, что предприятия, формально перерабатывая нефть под видом мазута, экспортируют сырье с налоговыми льготами. Экспортная пошлина, рентный налог и НДПИ при этом уменьшаются почти в 4 раза (22 тыс. тенге за тонну против 90 тыс.). При переработке 800 тыс. тонн нефти в год разница доходов составляет 51,5 млрд тенге. Такие действия, по мнению ведомства, противоречат стратегическим и экономическим интересам Казахстана.

Введение новых обязательств, по расчетам, позволит снизить зависимость от импорта ГСМ, стабилизировать внутренний рынок, исключить дефицит и ценовые колебания, а также усилить конкуренцию среди производителей. Дополнительно отмечаются факторы энергетической, экономической и социальной безопасности.

Вместе с тем модернизация мини-НПЗ потребует значительных вложений. Стоимость обновления мощностей оценивается в $20 млн на 100 тыс. тонн переработки нефти в год, ежегодные расходы на обслуживание — 433 млн тенге. Потребуются инвестиции в очистку сырья, внедрение новых систем управления качеством и сертификации.

По данным министерства, потребление нефтепродуктов в стране растет быстрее производства. В 2024 году спрос на ГСМ составил 12,1 млн тонн. Казахстан на 35% зависит от импорта авиатоплива, периодически закупает дизтопливо и бензин. В 2024 году «КазМунайГаз» впервые с 2019 года приобрел АИ-92 у российской компании «Татнефть» из-за профилактического ремонта на Атырауском НПЗ.

Три крупнейших завода работают с высокой нагрузкой, что приводит к авариям и внеплановым простоям. В 2020–2022 годах зафиксировано 127 подобных случаев, что вызвало значительные убытки и ускоренный износ оборудования.

Статистика потребления подтверждает рост спроса: объем реализации АИ-92 увеличился с 4,257 млн тонн в 2023 году до 4,332 млн тонн в 2024-м, АИ-95 — с 927 тыс. до 1,028 млн тонн, дизельного топлива — с 5,45 млн до 5,738 млн тонн. Тенденция к росту сохраняется.

Источник: NRG_monitor
Новости Ассоциации