Новости нефтегазохимии

Нефтегазохимия: шаг в будущее. Часть четвертая. Стратегия развития

Статья SKNEWS

В предыдущих материалах мы попытались обосновать, зачем нашей стране нужна именно нефтегазохимия (НГХ).

Ее важность для будущего всего Казахстана обусловлена следующими факторами:

- сырьевая модель экономики в мире, почти шагнувшем в четвертую промышленную революцию, становится все менее жизнеспособной, выталкивая страну на обочину прогресса;

- усиливающаяся экологическая повестка все больше давит на ценообразование на рынке энергоресурсов в сторону понижения рентабельности их экспорта;

- спрос на продукцию из полимеров имеет устойчивую и долгосрочную тенденцию роста, чем пользуются добывающие страны, активно развивая следующие переделы в сфере;

- отечественная нефтегазохимия – одна из немногих отраслей, имеющих преимущество перед зарубежными странами в виде источников дешевого сырья и способная за счет производства продукции высоких переделов как обеспечить новые рабочие места и рост ВВП, так и стать локомотивом развития других сфер экономики.

НГХ отрасль дает высокий мультипликативный эффект – полимерное сырье становится основой для развития новых производств (выпуск холодильников, кондиционеров, компонентов для автомобилей, строительных и упаковочных материалов, бутылочной продукции и т.п.). Одно созданное рабочее место дает возможность создания до семи дополнительных рабочих мест, один вложенный доллар обеспечивает в итоге 2-3 доллара прироста в экономике страны.

Кроме того, производство нефтегазохимии демонстрирует опережающие темпы роста – 4,4% при среднегодовом темпе роста мирового ВВП на уровне 3%. На сегодняшний день доля НГХ в мировом ВВП составляет около 1%, но, в соответствии с прогнозами экспертов, к 2030 году превысит 7%.

Тогда почему до сегодняшнего дня Казахстан не развивал эту отрасль? Ответив на этот вопрос, мы сможем ответить на главный вопрос: как нам это сделать?

Четырнадцать лет назад была разработана Программа развития нефтехимической промышленности Республики Казахстан на 2008-2013 годы, однако в 2010 году она прекратила действие в связи с принятием Программы по развитию нефтегазового сектора на 2010-2014 годы (принята в реализацию Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы).

Причем принятие Программы по развитию нефтегазового сектора, которая вобрала в себя предмет регулирования Программы развития нефтехимической промышленности, привело к «размыванию» целей последней со смещением акцента на вопросы нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов. Такая ситуация привела к недостаточному вниманию со стороны государственных органов к вопросам реализации нефтехимической политики. При этом были серьезно занижены задачи в части развития НГХ.

Так, показатели ожидаемого результата в части производства ароматических углеводородов с 629 тыс. тонн в год (бензол – 133 тыс. тонн, параксилол – 496 тыс. тонн) оказались снижены до 188,7 тыс. тонн.

Часть показателей ожидаемого результата, которые были заложены в Программе развития нефтехимической промышленности, не нашли отражения в Программе развития нефтегазового сектора. В результате предусмотренный первой Программой запуск производства этиленгликоля (70 тыс. тонн в год), терефталевой кислоты (170 тыс. тонн в год), ПЭТФ (200 тыс. тонн в год), этилбензола (127 тыс. тонн в год), поливинилхлорида (200 тыс. тонн в год), полистирола (155 тыс. тонн в год), полипропилена на Шымкентском НПЗ (66,8 тыс. тонн в год) и бензола на Шымкентском НПЗ (43,5 тыс. тонн в год) не состоялся.

С тех пор какого-либо стратегического документа, позволяющего системно и целенаправленно развивать в Казахстане нефтегазохимическую отрасль, не принималось.

В 2021 году «КазМунайГаз» разработал проект отдельного Национального проекта по развитию НГХ отрасли и инициировал его включение в соответствующий Перечень национальных проектов, утверждаемый Указом Главы государства.

Однако Правительством РК было принято решение объединить нескольких отраслевых направлений, в том числе вопросы НГХ отрасли, в консолидированный Нацпроект «Устойчивый экономический рост, направленный на благосостояние казахстанцев» (срок реализации – до 2025 года). Первоначально в него вошло в том числе строительство завода по производству полипропилена, поскольку позиция АСПиР и Миннацэкономики заключалась во включении исключительно проектов со сроком завершения до 2025 года. Проекты по строительству НГХ комплексов Полиэтилен и Бутадиен, а также газосепарационной установки включены в программный документ с условием обеспечить до конца срока действия Нацпроекта начало их строительства.

Вместе с тем консолидированный Нацпроект сфокусирован на реализации проектов без долгосрочного стратегического видения, не содержит анализа проблем отрасли и путей их решения. Он не учитывает системные проблемы, требующие комплексного решения в целях обеспечения как начала строительства НГХ заводов, так и развития НГХ-отрасли: обеспечение доступа к сырью, привлечение льготного финансирования, изменение устаревших нормы проектирования и строительства, создание системы подготовки кадров, развитие дальнейших переделов и т.д.

В этой связи «КазМунайГаз» инициировал разработку Концепции развития НГХ отрасли на долгосрочный период, которую поддержал АО «ФНБ «Самрук-Казына». Ее целью являлось формирование условий, способствующих созданию производств по глубокой переработке углеводородного сырья до 4-5 переделов. В ней были описаны проблемы и пути их решения, установлены целевые индикаторы до 2030 года, баланс (производство, импорт, экспорт и потребление) основных продуктов НГХ (ПП, ПЭ, ПЭТФ и Бутадиен), план действий по реализации концепции.

Основные задачи, на решение которых была нацелена Концепция:

1. Обеспечение НГХ-проектов сырьем по приемлемой стоимости путем строительства ГСУ на Тенгизе, а также вовлечения ресурсов Кашагана.

2. Реализация «якорных» проектов – концентрация усилий на приоритетных проектах, которые будут являться базой для создания дальнейших переделов.

3. Создание НГХ-кластера – размещение основных производств на одной территории (в одном месте) для эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

4. Развитие дальнейших переделов – формирование внутреннего рынка: взаимоувязка потребности отраслей экономики с возможностью производства НГХ продукции.

Однако государственные органы по стратегическому и государственному планированию в очередной раз посчитали разработку отдельной Концепции нецелесообразным. В связи с чем вопросы НГХ пришлось включить в Концепцию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2026 года, утвержденную Постановлением Правительства от 21 ноября 2022 года № 931.

Вместе с тем вопросы нефтегазохимии в тексте документа отражены частично. Перечень проблем остался неполным, соответственно, пути их решения не обозначены. Меры господдержки ограничиваются строительством инфраструктуры 2-ой очереди. Документ действует до 2026 года, тогда как ряд проектов выходят за рамки реализации Концепции ТЭК. План действий предусматривает ввод в эксплуатацию 3-х нефтегазохимических заводов до 2026 года, при этом не уточняется каких.

Как результат, работа в данном направлении остается малоэффективной, а принимаемые меры – бессистемными и фрагментарными. Отсутствуют скоординированность и однонаправленность действий государственных органов по формированию условий (в том числе законодательных, регуляторных), способствующих развитию нефтегазохимической отрасли, а также созданию производств по глубокой переработке углеводородного сырья.

Нет взаимосвязи между отраслями, каждая из них остается сама по себе. В Концепции ТЭК отсутствуют дерзкие цели, а разработчики пошли путем наименьшего сопротивления, включив в нее только то, что на поверхности, что можно исполнить сейчас, не прикладывая дополнительных усилий.

Об ошибочности такого подхода свидетельствует зарубежный опыт.

К примеру, в России отрасль сталкивалась с теми же проблемами, что и в Казахстане:

- несовершенство строительных норм и требований, что увеличивает капитальные затраты;

- незаинтересованность производителей в обеспечении сырьем нефтегазохимию по приемлемым ценам;

- низкая инвестиционная привлекательность проектов ввиду высокой стоимости кредитования;

- слабо развитый внутренний рынок, следовательно, отсутствие устойчивого спроса на нефтегазохимическую конечную продукцию отечественного производства (трубы, тара и т.д.).

В целях принятия комплексных мер государственной поддержки для преодоления сдерживающих факторов Правительством РФ в 2016 году приняты План развития нефтегазохимической промышленности до 2030 года и Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.

В результате за последние семь лет Россия реализовала 16 крупных инвестиционных проектов в области нефтегазохимии на общую сумму порядка 20 млрд. долл., удвоив выпуск основных полимеров (полипропилен и полиэтилен).

Большая часть результата достигнута за счет активных и комплексных мер различных государственных органов, госкомпаний и частных предприятий:

1. Совершенствование системы регулирования в проектировании и строительстве НГХ производств.

В РФ проводится системная работа по отмене устарелых строительных предписаний, упрощению санитарных норм и требований, стимулированию применения передовых строительных материалов и цифровых технологий, что обеспечивает гибкость и позволяет снизить капитальные затраты при проектировании и строительстве.

«Газпром», «Газпромнефть», «СИБУР» и «Татнефть» создали отраслевую организацию – Институт нефтегазовых технологических инициатив, в которую вошли 45 участников. Данный Институт разрабатывает стандарты, которые наряду с международными могут применяться при проектировании и строительстве. Это позволит российским производителям оборудования и материалов участвовать во всех реализуемых в отрасли проектах.

2. Экономическое стимулирование НГХ производств.

Принят Закон, согласно которому, начиная с 1 января 2022 года установлен обратный акциз на этан и СУГ, использованные в нефтегазохимии.

Механизм обратного акциза заключается в применении налогового вычета (сокращение налогооблагаемой базы) в двойном размере акциза в случае производства товаров в результате дальнейшей переработки этана и СУГ.

Для НГХ продукции, в частности по каучукам прорабатывается использование механизма демпфера по аналогии с нефтепродуктами. Механизм демпфера позволит возместить размер компенсации за недополученную прибыль при поставках продукции на внутренний рынок, если экспортные цены оказались выше условных внутренних.

3. Финансирование проектов НГХ в условиях низкой инвестиционной привлекательности.

В России при финансировании НГХ проектов активно применяются средства Фонда национального благосостояния и государственного инвестиционного банка (ВЭБ).

К примеру, на строительство Западно-Сибирского нефтехимического комбината стоимостью 8,8 млрд. долл. привлечено 4,5 млрд. долл. частных инвестиций, 2,5 млрд. заемных средств (средства ВЭБ) и 1,8 млрд. выделено из средств Фонда национального благосостояния.

Таким образом, на возвратной основе профинансировано практически 50% стоимости проекта.

4. Формирование собственного внутреннего рынка на НГХ продукцию.

Правительство реализовало ряд шагов, направленных на более широкое использование полимеров в ЖКХ, в частности, механизмы стимулирования (лизинг, рассрочка, компенсация процентных ставок) при замене труб на полимерные.

Компанией Лукойл предложено использовать ПЭ трубы для прокладки нефтепроводов. Отрабатывается вопрос по внесению соответствующих изменений в СНиПы для использования полимерных решений. Построен экспериментальный 4-х километровый полиэтиленовый нефтепровод.

Учитывая специфику нефтегазохимии, принято решение, что новые мощности необходимо реализовывать на кластерном подходе. Это позволяет оптимизировать капитальные и операционные затраты (в том числе за счет использования единой инфраструктуры), минимизировать логистические затраты, развивать НИОКР, стимулировать кооперацию малых и средних предприятий по переработке нефтегазохимической продукции и т.д.

Российская сторона системно подходит к решению проблем начиная от формирования собственного внутреннего рынка для НГХ продукции, пересмотру нормативно-правовой и нормативно-технической документации для снижения капитальных затрат, заканчивая проработкой механизмов экономического стимулирования и собственным финансированием проектов.

Все вышеуказанные комплексные меры приведены в Стратегии развития нефтехимического комплекса РФ на период до 2030 года.

Как результат проведения системной государственной политики, российские НГХ компании выходят на внешние рынки и уже сами являются стратегическими инвесторами, имеющими доступ к технологиям, рынкам сбыта и финансовые ресурсы.

Узбекистан также усиливает комплексную поддержку НГХ отрасли. В данной работе участвуют госпредприятия и частные, в том числе зарубежные, компании.

Утверждена Программа развития химической промышленности на 2019-2030 годы, которая предусматривает реализацию 31 инвестиционного проекта расчетной стоимостью 12,1 млрд. долл. В рамках Программы запланировано создание совместно с Узбекнефтегазом новых производств по выпуску полимерной продукции, в том числе полиэтилентерефталата (ПЭТ), поливинилхлорида (ПВХ), синтетического каучука, полистирола, полиуретана, полиола, акрилонитрил-бутадиен-стирол (АБС) пластика, полиакрилонитрила (ПАН), с участием ведущих иностранных компаний и применением передовых технологий и современных инновационных разработок.

В реализацию данной Программы в декабре 2019 года АО «Навоиазот» совместно с китайскими компаниями China CAMC Engineering Co. LTD и HQC Shanghai Company ввели в эксплуатацию комплекс по производству 100 тыс. тонн поливинилхлорида, 75 тыс. тонн каустической соды и 300 тыс. тонн метанола.

В 2020 году Узбекистан впервые экспортировал поливинилхлорид объемом 14171 тонн.

Более того, до 2025 года планируется полностью прекратить экспорт природного газа, направив его на переработку внутри страны, а также расширить производство продукции с добавленной стоимостью.

В рамках реализации данной политики планируется построить в 2023 году нефтехимический завод с использованием технологии МТО (метанол в олефины) в Бухарской области. В группу инвесторов вошли «Узбекнефтегаз», «Узкимёсаноат», Air Products & Chemicals Inc и Enter Engineering. Данный завод стоимостью 2,8 млрд. долл. и мощностью 500 тыс. тонн в год олефинов будет перерабатывать 1,5 млрд куб. метров природного газа в год с дальнейшим производством 200-250 тыс. тонн полипропилена, 100 тыс. тонн этиленпропиленового каучука, 100 тыс. тонн полиэтилентерефталата и этиленвинилацетата, 100-150 тыс. тонн этиленгликоля и полиэтилена.

Кроме того, в рамках Программы Ташкентом принимаются меры по развитию внутреннего спроса на продукцию НГХ. К примеру, стимулируется применение в сельском хозяйстве системы капельного орошения, где востребованы полипропиленовые трубы.

Подобные директивные документы, ставшие драйвером поступательного движения в НГХ, это не изобретение России или Узбекистана. Аналогичные Стратегии и Программы легли в основу развития отрасли во многих странах – КНР, Южной Корее, ОАЭ, Саудовской Аравии, государствах Евросоюза и др.

Они нацелены на создание высоких переделов, стремятся производить сами, а не быть сырьевым придатком, продавая углеводороды за рубеж, как стало нормой у нас. Это принципиально неправильно с точки зрения развития Нового Казахстана.

Принимая во внимание, что в средне- и долгосрочной перспективе для обладающих углеводородными ресурсами стран продукция нефтегазохимии станет основой экспорта, Казахстану необходимо принимать меры по сокращению отставания хотя бы от ближайших региональных конкурентов (Россия, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан).

Для этого требуется консолидация усилий государственных органов, квазигосударственного сектора, отечественных предпринимателей и зарубежных инвесторов, которую может обеспечить принятие отдельного директивного документа в виде Стратегии, определяющей развитие нефтегазохимической отрасли Казахстана на долгосрочный период.

Для разработки Стратегии и ее содержательного наполнения потребуется провести большой объем исследований, чего стремятся избежать АСПиР и МНЭ. Она должна включать девять взаимосвязанных направлений:

  1. Обеспечение сырьевой базы и доступности сырья на внутреннем рынке, создание условий для снижения его себестоимости.
  2. Определение перспективных НГХ проектов/конфигураций на базе анализа динамики развития ключевых отраслей-потребителей НГХ и влияния на динамику спроса НГХ продукции в мире и регионе, оценки доступных рыночных и региональных ниш, соотношения спроса и предложения на целевых международных рынках на базе долгосрочных прогнозов развития, включая анализ существующих и планируемых мощностей и требуемой логистики, выявления целевого территориального размещения перспективных НГХ проектов.
  3. Оптимизация капитальных затрат и повышение инвестиционной привлекательности НГХ проектов, включая применение международных норм при строительстве НГХ производств, создание отечественной ЕРС-компании для НГХ проектов.
  4. Развитие ж/д-, авто- и морской транспортировки, и оптимизация логистических затрат.
  5. Определение основных направлений реализации НГХ продукции из Казахстана, выявление приоритетных рынков сбыта с учетом наличия перспективных рыночных ниш, уровня конкурентоспособности (включая затраты на логистику), возможностей входа на рынок.
  6. Развитие дальнейших переделов путем формирования спроса на внутреннем и трансграничных рынках на готовую продукцию из полимеров и каучуков.
  7. Взаимоувязка существующих программных документов по развитию отраслей экономики с возможностями отечественной НГХ отрасли (пути решения, международный опыт).
  8. Создание системы подготовки кадров для НГХ отрасли.
  9. Развитие НИОКР.

Принимая во внимание, что с реализацией «якорных» проектов уже приближаются мощные НГХ активы, должны развиваться сопутствующие отрасли, заточенные на применение этой продукции. Это будет гораздо дешевле и эффективнее, чем импортировать зарубежную продукцию. В результате должна появиться единая экосистема для множества отраслей, вырасти их взаимозависимость, дающая синергетический эффект.

В этой связи в Стратегии должны быть отображены системные меры, реформы, которые изменят подходы государства к развитию промышленности, обеспечат комплексность, скоординированность и однонаправленность действий государственных органов и субъектов экономики.

Только так возможно построение Нового Казахстана – через совместную работу по достижению глобальных целей, отказавшись от прежних формализма и бюрократизма. Именно в этом заключалась идея Главы государства, когда он создавал АСПиР, на который возложена задача стать драйвером и координатором прорывных проектов.

Материал предоставлен ТОО KLPE
Новости Ассоциации